Автокраны на российском рынке, все разнообразие

Автор: Ю.Петров «Основные средства», №4/2006

Как утверждает большинство производителей кранов, продажа этих машин в Европе еще не полностью вышла на прежний уровень после спада начала 1990-х годов, хотя в производстве автокранов технологические новинки появляются постоянно. Их главная особенность — мобильность — является ключевым качеством для городского строительства, где задержка с появлением крана на стройплощадке ведет к ощутимым финансовым потерям подрядчика.

Именно поэтому спрос на эти машины никогда не упадет ниже критической отметки, а большие строительные компании всегда будут иметь в своем распоряжении хорошо подготовленный парк автокранов.

Компания Liebherr, вне всякого сомнения, является одним из мировых лидеров в краностроении. Очередным доказательством этого стал впервые показанный во время строительной выставки Bauma’98 500-тонный автокран LTM1500c с самой длинной стрелой для автокранов этого класса в мире. Семи секционная стрела длиной 84 метра была показана на 500-тонном автокране LTM1500 еще во время строительной выставки Bauma’98.

Эта новая 84-метровая стрела имеет профиль в виде широкого овала, которая, по словам представителей компании, предотвращает продольный изгиб и обеспечивает отличные грузоподъемные характеристики, а также высокую устойчивость даже при наличии длинных гуськов.

Скоростная система телескопирования Telematik позволяет осуществлять полностью автоматическое выдвижение стрелы. Удлинить эту 84-метровую стрелу можно с помощью решетчатой стрелы, благодаря чему достигается высота подъема до 140 м. Грузоподъемные характеристики данной стрелы выглядят следующим образом:

161,0 т при вылете 10 м;
84,0 т при вылете 20 м;
38,5 т при вылете 40 м;
21,2 т при вылете 60 м;
11,6 т при вылете 80 м;
1,8 т при вылете 108 м.

Помимо этой 84-метровой стрелы, восьмиосный кран LTM1500 может быть по желанию заказчика оборудован четырехсекционной 50-метровой стрелой, которая остается на автокране и во время его передвижений по дороге. Что касается 84-метровой стрелы, то в соответствии с европейскими правилами перемещения грузов, она должна транспортироваться на отдельном прицепе.

Автокран LTM1500 оснащен 8-цилиндровым турбодизелем Liebherr D 9408 TI-E с охлаждением воздуха для наддува мощностью 440 кВт, полностью отвечающим нормам EURO II. Проверенная и хорошо зарекомендовавшая себя автоматическая коробка передач Allison с преобразователем крутящего момента и тормозом-замедлителем имеет электронную систему управления, 5 передних и 1 заднюю передачу.

Максимальная скорость передвижения автокрана составляет 77 км/ч, а преодолеваемый подъем — 28%. Благодаря вышеперечисленным конструктивный решениям данный 500 тонный кран от Liebherr является лидером продаж в своем классе.

Еще одним новым автокраном от Liebherr является высокотехнологичный кран нового поколения 80-тонный LTM1080/1 с самой современной ходовой частью и крановыми технологиями будущего. После выставки Bauma’98 было продано уже более 200 таких машин.

Кран оснащен 48-метровой телескопической стрелой, которая обеспечивает высокую точность и выдающуюся грузоподъемность по всему радиусу действия. Управление движением крана может осуществляться из кабины крановщика. LTM1080/1 является лучшим краном успешной серии мобильных кранов от Liebherr.

Еще одним из крупнейших производителей мобильных кранов является компания Grove Worldwide, представляющая свою продукцию на мировом рынке более 50 лет. Годовой выпуск компании в настоящий момент составляет 1500 кранов.

Как утверждают представители Grove, за последние три года компания более чем вдвое увеличила свое присутствие на рынке Европы. В основном это произошло благодаря приобретению фирмой Grove компании Krupp Mobilkrane в 19956 году. Первой, полностью новой моделью вышедшей с завода Grove в Вильгельмсхавене со времени его покупки у Krupp, стал кран GMK6250 с грузоподъемностью в 250 тонн.

По информации компании, этот кран является универсальной подъемной машиной, которая установила новые стандарты в этом классе кранов. В дополнение к 60-метровой пяти секционной основной стреле, выполненной из высокопрочной стали, Grove предлагает целый ряд удлинителей стрелы от 19 до 51 м, с углами наклона от 3 до 25 градусов. Удачное сочетание конструкторских решений со специализированным набором опций, позволили крану GMK 6250 показать завидные технические и грузовые характеристики, которые незамедлительно сказались на спросе в строительном рынке Европы.

Второй новинкой прошлого года на рынке мобильных кранов стал кран GMK5100, грузоподъемностью 100 тонн. Это — пяти секционная 51-метровая основная стрела совершенно новой конструкции, оснащенная надежной двойной системой блокировки главного цилиндра TwinLock; новая система контроля EKS4; двигателем Mercedes Benz OM502LA мощностью 350 кВт (EURO II/EUROMOT/EPA/CARB(non-road).

Длительное сотрудничество с известными производителями позволило привлечь их технический потенциал для улучшения качества кранов Grove. Так, устанавливаемые на кранах данной серии двигатели Mercedes Benz получили новые экономичные параметры.

Оснащение кранов Grove новой системой ECOS (Система Электронного Управления Работой), позволяет обеспечивать полный контроль работы на принципиально новом уровне работу гидравлических систем. Хорошо зарекомендовала себя система подвески каждого колеса MegaTrak, установленная на данной серии кранов.

Семейство компактных кранов для пересеченной местности фирмы Grove недавно пополнилось новой короткобазной моделью с грузоподъемностью 200 тонн RT522B, специально предназначенной для работ на рынке аренды строительных машин. Этот новый кран оборудован трехсекционной основной стрелой длиной 23,8 м, а также складной дополнительной стрелой длиной 7.6 м. Данный модельный ряд кранов позволяет использовать их в крайне тяжелых условиях работы.

Кроме того, недавно компания Grove выпустила первый произведенный в США автокран с прямой стрелой под маркой National, который был специально адаптирован для европейского рынка. Считается, что Natiоnal является лидером на рынке Северной Америки, так как фирма выпускает полный набор автокранов от 5 до 30 тонн и предлагает свои краны на самых разнообразных моделях тягачей. Обозначенный как TMS3025, данный трехосный 25-тонный кран имеет пятисекционную 38,7-м основную стрелу, а максимальная вертикальная досягаемость этой машины составляет 41,8 м.

Работа в стесненных условиях является специализацией семейства кранов City Crane от компании КАТО. По словам представителей компании КАТО, это семейство кранов является отражением новейшей тенденции на европейском рынке. Первый двухосный City Crane был выпущен в Японии около восьми лет назад, а на настоящий момент компания КАТО продала уже порядка 4000 машин во всем мире.

Данная серия состоит из двух моделей: 10-тонного CR-100 и 25-тонного CR-250. Как утверждают, CR-250 способен работать даже в самых стесненных условиях, а при максимальной высоте подъема грузов 36,5 м, этот кран показал, что его использование может помочь сэкономить значительное количество средств, поскольку он не создает пробок и ограничений движения транспорта на городских дорогах. Доказательством этого служит не прекращающийся поток заказов на эти машины, сообщают представители компании.

ОАО «Галичский Автокрановый Завод» и его основной акционер ООО «Кудесник» представляют широкий спектр отечественных гидравлических кранов на автомобильном шасси, предназначенных для выполнения погрузочно-разгрузочных и строительно-монтажных работ на рассредоточенных объектах с различным типом подъездных путей.

Автокраны имеют грузоподъемность 15, 16, 20, 22 и 25 тонн и устанавливаются на шасси автомобилей МАЗ, ЗИЛ, КамАЗ, КрАЗ и Урал. По желанию заказчика возможна установка кранов на шасси других автомобилей (в том числе на специальные шасси автомобильного типа), а также доработка кранов по конструкции и климатическому исполнению в соответствии с требованиями заказчика.

Гидравлическая система обеспечивает плавное управление крановыми механизмами и выносными опорами, совмещение крановых операций, а также предоставляет оператору широкий диапазон регулирования скоростей рабочих операций.

Все гидроцилиндры крановых установок — собственного производства ОАО «Галичский Автокрановый Завод». В их конструкции использованы высококачественные уплотнения из импортных материалов.

Двухсекционные (от 8 до 14 м) и трехсекционные (8-18 м и 9,7-21,7 м) телескопические стрелы обеспечивают кранам компактность и маневренность при переездах, обширную зону и большую высоту перемещения груза при работе. Возможность телескопирования стрелы с грузом на крюке позволяет кранам выполнять специальные задания: устанавливать грузы в труднодоступных местах, пронося их среди смонтированных конструкций.

Для расширения зоны обслуживания и увеличения размеров подстрелового пространства краны комплектуются решетчатым гуськом длиной 7,5 м или 9 м. В транспортном положении гусек крепится сбоку на стреле. Перевод гуська из транспортного положения в рабочее и обратно производится вручную без применения грузоподъемных средств.

Безопасную работу кранов обеспечивает комплекс специальных приборов и устройств, в том числе микропроцессорный ограничитель грузоподъемности, который автоматически защищает кран от перегрузки и опрокидывания, а в режиме «координатной защиты» ограничивает перемещение подвижной части крана в заданной рабочей зоне, что особенно необходимо при работе в стесненных условиях или вблизи линий электропередач.

Ограничитель грузоподъемности имеет встроенный прибор фиксации характеристик — «черный ящик», а также встроенный модуль защиты крана от опасного напряжения. Вся информация о работе крана выдается в цифровой форме на дисплей в кабине машиниста.

Необходимо также заметить, что конструкция автокранов соответствует всем требованиям «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» Гостехнадзора РФ с учетом действующих изменений и дополнений. На все модели получены Сертификаты соответствия Госстандарта России.

Еще один отечественный производитель завод «Автокран» предлагает строителям достаточно широкий модельный ряд автокранов, среди которых особо следует упомянуть модель КС-6973 грузоподъемностью 50 тонн и грузовым моментом 150 тм, смонтированную на специальном шасси повышенной проходимости КЗКТ-7926.

Привод механизмов этого крана — гидравлический, от насосов, приводимых в действие двигателем шасси ЯМЗ-238Б мощностью 220 кВт. Гидропривод обеспечивает легкость и простоту управления краном, плавность работы механизмов, широкий диапазон рабочих скоростей и совмещение крановых операций. Кран оборудован четырехсекционной телескопической стрелой, длина которой варьируется от 10,6 до 31 м, а вылет находится в пределах от 1,8 до 26 метров.

Для увеличения подстрелового пространства по желанию заказчика кран может комплектоваться легким решетчатым удлинителем стрелы (гуськом), длина которого может быть 9 или 15 метров, а также вспомогательной лебедкой. Микропроцессорный ограничитель грузоподъемности с цифровой индикацией информации позволяет следить за степенью загрузки крана, длиной и вылетом стрелы, показывает фактическую величину груза на крюке, а также автоматически по заданным координатам ограничивает зону действия крана при работе в стесненных условиях. Остается только добавить, что скорость передвижения этого автокрана достигает 60 км/ч. а его полная масса с основной стрелой составляет 42,6 тонны.

Автокраны среднего класса в России

Об этом парадоксе вспоминают редко: чем выше производительность оборудования, применяемого в строительстве, тем выше будут простои или процент непродуктивного использования. В случае с подъемно-транспортным оборудованием, используемым на рассредоточенных объектах, это означает, что такая техника будет затрачивать меньше времени на технологические операции, но подготовка к работе, время доставки оборудования на объект останутся неизменными.

Автокраны среднего класса (т. е. III, IV и V размерных групп) во всем мире все чаще называют кранами промежуточного класса. С одной стороны, это связано с ренессансом гусеничных кранов, ростом доли кранов большой грузоподъемности, в том числе класса city и типа Rough Terrain (RT) — кранов на полноприводном шасси грузоподъемностью от 30 до 60 т со всеми управляемыми колесами. С другой стороны, автокраны среднего класса вытесняют гидроманипуляторы грузоподъемностью до 20 т, которые можно применять в малоэтажном строительстве. В России пока этого нет.

Такой консерватизм оправдан экономически — большое число рассредоточенных объектов, шасси отечественных грузовиков для крановых установок дешевле и проще, чем узкоспециализированная монтажная база, автохозяйствам удобнее содержать парк спецтехники, унифицированный с основным автотранспортом. К этому можно добавить желание эксплуатантов сделать технику ликвидной на весь срок эксплуатации, что характерно для стран с высокими строительными рисками и экономической нестабильностью. Большой кран нужен единицам на больших объемах работ, средний нужен всем, но на мелких работах, а в результате средняя стоимость эксплуатации и тех, и других машин примерно одинакова (если отбросить такие положительные факторы, как строительный бум, нехватка кранов соответствующей грузоподъемности и др.). Вдобавок кратковременное нецелевое использование автокранов средней грузоподъемности не столь критично, как кранов, смонтированных на специальных тяжелых шасси большого габарита. Для передвижения по дорогам общего пользования не нужно оформлять пропуск.

В этих условиях производители автокранов прекрасно находят общий язык с потребителями. Жесткие противоречивые требования вынуждают делать машину легкой (дорожные требования по осевой нагрузке), прочной (вылет стрелы), производительной (высокая грузоподъемность), экономичной, дешевой и долговечной. Выбор ограничен лишь техническими характеристиками и удельными показателями базового шасси — на данный момент машиностроители предлагают на рынке России свыше 100 автокранов на шасси 23 моделей грузовых автомобилей, поэтому машины зарубежного производства этих классов в России непопулярны.

Подъемные краны — наиболее распространенные на строительной площадке механизмы, а в подъемно-транспортной работе важны низкий центр тяжести или широкий опорный контур. Отчасти по этой причине примерно половина потребителей выбирает автокраны на шасси крупнотоннажных грузовых автомобилей с колесной формулой 6х4. На втором месте по популярности — шасси полноприводных внедорожных грузовиков 6х6: около четверти всех продаж. Еще столько же потребителей отдают предпочтение автокранам на шасси заднеприводных МАЗ-533702 4х2, которые были невероятно популярны 15 лет назад.

В этом году специально для сегмента «двухосников» ОАО «Автокран» выпустило бюджетную версию КС-35714К-3. Новый «Ивановец», по заявлению производителя, обладает полным объемом функциональных возможностей 16-тонника, его грузовысотные характеристики идентичны показателям прочих автокранов на шасси МАЗ-533702, но при этом благодаря «бюджетности» базового шасси КамАЗ-53605 он будет дешевле прочих аналогов. В начале февраля 2006 г. новая модель прошла ходовые испытания на полигоне в Дмитрове.

Государственные приемочные испытания крана запланированы на 10 марта. По их завершении КС-35714К-3 пойдет в серийное производство. Впрочем, открытием сезона это заявление не стало, поскольку автокраны на шасси КамАЗ-43253 уже выпускают «Угличмаш», Ульяновский механический и Клинцовский заводы. КС-35714К-3 может стать настоящим событием лишь в том случае, если о нем узнают потенциальные покупатели.

Крайне мало потребителей готовы купить автокраны на четырехосных шасси КамАЗ-6540 и краны на специальных шасси с колесной формулой 4х4 (класс city и краны Rough Terrain). Выбор конкретного автокрана целиком зависит от требований к модели автомобильного шасси. Отталкиваться в выборе, конечно, придется от грузоподъемности, но приоритетными станут все же условия эксплуатации автокрана.

Так, например, двухосные шасси выгодней использовать в коммунальном хозяйстве и на строительстве небольших объектов, в том числе ремонтных работах в городах. Малые размеры и низкий расход топлива делают незаменимыми двухосные МАЗ-5337 и КамАЗ-43253/ -53605 на малых объемах работ с грузами массой от 4 до 25 т.

Более тяжелые машины 6х4 лишний раз представлять нет надобности — отечественный рынок перенасыщен ими, причем они настолько дешевле зарубежных образцов, что на их слабые потребительские свойства даже не обращают внимание. При благоприятной конъюнктуре и наличии современного шасси отечественные производители в принципе сами могут экспортировать краны за рубеж — в Азию, Африку, Латинскую Америку.

Зарубежные фирмы — производители кранов сейчас в среднем классе предлагают машины класса city или близкие к ним внедорожники Rough Terrain, которые в России начали производить недавно. Полноприводные спецшасси пока стоят особняком. Главное их достоинство — использование одной кабины при работе в крановом режиме и при передвижении — в российских условиях воспринимается как недостаток, поскольку кабина служит еще и комнатой для отдыха.

Реальная выгода от использования, например, автокрана «Юргинец КС-5871» (его ранняя версия — 20-тонный КС-4372Б) с поворотной платформой заключается в возможности обрабатывать грузы массой до 7 т на колесах (6 т в движении), что бывает необходимо на монтажных и ремонтных работах на ограниченных территориях, в промышленных цехах, складах, ангарах и т. п. Другая модель в этом сегменте «Сокол СТ.2-2-40» представляет собой высокоманевренную машину со стрелой увеличенной жесткости, изготовленной из двух из гнутых частей с овальным профилем.

Такая конструкция прочней и прогрессивней, чем традиционных стрел коробчатого сечения. Здесь выбор технологии в полной мере решил проблему выбора между массой и прочностью — стрела с овальным профилем легче и прочней. Стрелами аналогичной конструкции намерено оснастить свои автокраны КС-59712, КС-59713 ОАО «Автокран» (пока эти модели только готовят к производству). Цена «Сокола» — 360 тыс. евро, что в три раза выше цены «Юргинца», но в полтора раза дешевле импортного аналога.

Пожалуй, все сказанное справедливо и для тяжелых машин КамАЗ-6540 8х4, и для автокранов на шасси «Волат» МЗКТ-8006 с посаженной вперед кабиной и низким центром тяжести. Подобные машины лет 20 назад закупали ведомства в Японии и Германии и, как показывает практика, они очень хороши на стройках, не оборудованных подъездными путями, в межсезонье.

В классе средних машин для плохих дорожных условий по заказу компаний нефтегазового и лесопромышленного сектора многие производители предлагают автокраны на шасси полноприводных КамАЗов, «Урал-4320» и «Урал-5557».

Клинцовский завод в прошлом году начал выпуск автокрана КС-55713-7К на шасси капотного КамАЗ-4355. Именно капотные машины в силу специфики условий эксплуатации востребованы на Крайнем Севере, в лесном хозяйстве, войсковых частях, где предъявляются высокие требования к обеспечению жизнедеятельности водителей, безопасных и комфортных условий вождения и проведения ремонтных работ. Большой размер опорного контура обеспечивает крану устойчивость при работе с грузами на средних и дальних вылетах.

Оцените статью
Добавить комментарий