Отечественные краны на автомобильном шасси

Автор: Александр ТРОХАЧЁВ

Наметившийся в последние годы рост объемов производства в российской промышленности и строительстве способствовал увеличению спроса на автомобильные краны причем, прежде всего, — отечественного производства. Это не может не радовать, поскольку с 1990 по 1998 годы выпуск этих машин постоянно снижался, уменьшившись в итоге в 14 раз.

В настоящее время два десятка заводов машиностроительной отрасли России производят в год автокранов в два с лишним раза больше, чем в год пресловутого дефолта. Общий парк грузоподъемных кранов страны сейчас насчитывает около 300 тыс. штук, из которых менее трети — автомобильные.

Для такой огромной страны, как наша, этого явно недостаточно. В этом обзоре мы предлагаем взглянуть на современную крановую технику, базирующуюся на шасси отечественного производства.

Влияние экономики

Значение автокранов в жизни современной России при всем желании переоценить трудно. Страна строит новые больницы и школы, жилые дома и промышленные объекты, реконструирует дороги и мосты. И ни в одной области строительства никак не обойтись без этих важных спецмашин.

Сам строительный комплекс со счетов при всем желании не сбросишь: только в первый год после печально известного дефолта-98 он обеспечил 5,5% валового внутреннего продукта, а это — ни много ни мало — 43% налоговых поступлений в консолидированный бюджет. Но благостной картина выглядит только через призму бумажных отчетов. В действительности парк кранов на автомобильных шасси постоянно стареет. Несмотря на положительную динамику роста производства новых автокранов, их численность далека от оптимальной.

Если в 1998 году наличный парк кранов на автомобильном шасси составлял 25,7 тыс. единиц, то в 1999-м он сократился до 22,9 тыс. единиц. Объясняется это тем, что износ основных средств перевалил за 50-процентный рубеж, а в отдельных случаях достиг критических значений. Но даже невзирая на это, ряд предприятий и организаций на свой страх и риск продолжает выжимать из машин все что можно.

Например, по мобильным кранам удельный вес техники с истекшим сроком службы близок к 50% в Уральском, Волго-Вятском и Северо-Кавказском регионах. А по Северному, Северо-Западному, Поволжскому и Восточно-Сибирскому регионам выработавших свой ресурс кранов больше половины. Удивляться, в общем-то, нечему: по оценкам специалистов, действующий парк строительных машин (к которым относятся и автокраны) в последние годы сократился более чем на треть. Между тем, неудовлетворенный спрос на автокраны по России и странам СНГ, по разным данным, оценивается от нескольких сотен до нескольких тысяч ежегодно.

Огромный спрос на спецтехнику наряду с ростом цен на энергоносители и прочими составляющими способствовал повышению отпускных и розничных цен на автомобильные краны. Если в среднем по промышленности рост цен в 2000 году составил 118%, то отпускные цены производителей автокранов за тот же период поднялись на 128%.

Кстати, произошло это на фоне увеличения объемов выпуска автокранов: по сравнению с 1999 годом на 179%, а с 1998 годом — более чем на 200%. И все-таки до недавних пор рыночная стоимость таких машин стабилизировалась, хотя в связи с июньским взлетом цен на тот же бензин никто не даст гарантий сохранения нынешнего статус-кво. Скорее всего, цены вновь поползут вверх.

Многообразие никто не отменял

Что такое автомобильный кран? Вам, пожалуй, сегодня скажет даже школьник. Механическое средство на «закорках» грузовика, предназначенное для подъема и удержания груза на заданной высоте, перемещения его на небольшое расстояние и плавного опускания в нужную точку.

Автокраны могут работать как со штучными, так и с пакетированными грузами, а потому используются для выполнения погрузочно-разгрузочных и монтажных работ на рассредоточенных объектах с различным типом подъездных путей. Но краны используются не только для подъема стройматериалов и монтажа мостовых пролетов.

Они нашли широкое применение на растаскивании заграждений и остатков разрушенных сооружений, аварийных работах по подъему поврежденной техники и укладки бревен на эстакадах лесопильных рам, а также для решения других задач по перемещению груза.

Современная классификация предусматривает разделение автокранов по грузоподъемности, исполнению подвески рабочего оборудования и типу привода механизмов. Всего существует пять групп грузоподъемности. Первая включает машины грузоподъемностью 4-5 тонн, которые в настоящее время не выпускаются. Вторая объединяет технику грузоподъемностью от 6,3 до 8 тонн. К третьей относятся средства, способные поднимать и перемещать от 10 до 15 тонн. В четвертую входят автокраны, работающие с грузами массой 16-22,5 тонны.

Наконец, пятую группу составляют машины грузоподъемностью от 25 до 32 тонн. Подвеска рабочего оборудования на автомобильных кранах может быть в жестком или гибком исполнении. В первом случае роль жесткого элемента выполняет гидравлический цилиндр, с помощью которого оператор может изменять угол наклона крановой стрелы и ее вылет. Во втором случае роль гибкой подвески выполняют стальные канаты.

Многообразие современных кранов на автомобильном шасси вызвано также их конструктивными особенностями привода рабочих механизмов. Всего их три: механический одномоторный, гидравлический и электрический. У машин с одномоторным приводом рабочие механизмы завязаны на двигатель автомобиля, а передача усилия осуществляется через коробку передач и дополнительную коробку отбора мощности.

У техники с гидравлическим, раздельным от гидронасосов, и электрическим приводами все подъемно-поворотные механизмы приводятся в действие от отдельных моторов. В этом случае они питаются соответственно от гидронасоса и электрогенератора автомобильного двигателя.

Несмотря на то, что автомобильные краны базируются на разных шасси, цветовое оформление стрел и кабин операторов чаще всего стандартное: ярко-желтое, оранжевое, белое или голубое. Выбор цвета вызван соображениями эстетичности и безопасности, хотя для потребителя, по большому счету, неважно, насколько красив автокран. Главное — чтобы он работал исправно.

Определяющие параметры

Пожалуй, только дилетант возьмется оценивать достоинства автомобильного крана по его грузоподъемности. Параметр этот хотя и один из наиболее важных, но далеко не единственный. При выборе техники грамотный хозяйственник непременно обратит внимание на вылет стрелы, т.е. расстояние от горизонтали оси вращения поворотной платформы до центра зева крюка.

Есть и такое понятие, как время изменения вылета — иными словами, время изменения вылета стрелы от одного предельного положения до другого. Не менее важны и такие параметры, как высота и скорость подъема груза, глубина опускания крюка и частота вращения поворотной части за единицу времени.

Эффективность работы автомобильного крана определяется также скоростью посадки (минимальная скорость опускания груза в проектное положение) и средним давлением выносных опор на основание (отношение нагрузки на выносную опору к площади ее башмака или инвентарной подкладки). Еще одна важная характеристика — минимальный радиус поворота крановой установки, то есть расстояние от центра поворота до максимально удаленной точки стрелы при минимальном радиусе поворота шасси.

К слову, далеко не последнюю роль в производительности автокрана играет его шасси. Например, от мощности двигателя зависит транспортная скорость, т.е. скорость передвижения машины в транспортном положении, а также величина преодолеваемого уклона.

Важной составляющей является и эксплуатационная масса крана, включающая массу самого автомобиля и массу стрелового оборудования вместе с противовесом. Чем выше масса крана, тем большее число осей должно иметь автомобильное шасси, на которое он устанавливается. Это аксиома.

Автокраны с индивидуальным независимым приводом каждого исполнительного механизма от гидравлики, пожалуй, самые распространенные на отечественном рынке. Вызвано это тем, что гидравлический привод гарантирует плавное управление не только выносными опорами, но и крановыми механизмами. Он же обеспечивает широкий диапазон регулирования скоростей различных рабочих циклов и точное совмещение крановых операций.

В последние годы все большим спросом на рынке пользуются трехсекционные телескопические стрелы. Они обладают той же компактностью, что и двухсекционные, обеспечивая при этом большую высоту перемещения груза на стройплощадке.

Еще одна важная деталь: в целях расширения зоны обслуживания и увеличения пространства под стрелой автокраны нередко оснащают решетчатым удлинителем (гуськом). В транспортном положении он крепится на стреле сбоку. Перевести гусек в рабочее положение и наоборот — достаточно просто. Делается это вручную силами одного взрослого человека.

Главный критерий — безопасность

Независимо от модели автокрана, его конструкция должна соответствовать требованиям «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» Госгортехнадзора Российской Федерации с учетом действующих и вносимых изменений и дополнений. Безопасность оператора и окружающих лиц призваны обеспечивать специальные приборы и устройства. Перечислять их, думаю, не имеет смысла.

Но вспомнить некоторые не помешает. Времена, когда к крюку можно было цеплять груз на глазок, не зная его точной массы, канули в прошлое. И потому одна из непременных составляющих современных автокранов — микропроцессорный ограничитель грузоподъемности.

Он защищает кран от перегрузки и опрокидывания, что называется, по умолчанию. Кроме того, в режиме, так называемой, координатной защиты он ограничивает перемещение подвижной части крановой установки в тыльной рабочей зоне. Это трудно переоценить при работе на небольших площадках. А при выполнении подъемных операций в условиях повышенного риска (например, вблизи контактных сетей или линии электропередач) на помощь приходит встроенный МЗОН — модуль защиты от опасного напряжения.

Ограничитель грузоподъемности оборудуется встроенным прибором фиксации характеристик. Это что-то вроде тахографа на магистральных грузовиках или используемого в авиации бортового самописца. Проще говоря, это некое подобие «черного ящика», автоматически регистрирующего наиболее важные параметры.

Разница в том, что он не таит в себе данные до поры до времени, а выводит всю информацию на дисплей в кабине оператора. Для того, чтобы потребителям было легче ориентироваться во всем многообразии выпускаемых изделий, придумана общая индексация. В ней закодированы основные характеристики готовой продукции.

О чем говорят индексы

В подавляющем большинстве случаев отечественные краны на автомобильном шасси маркируют аббревиатурой из двух букв КС (кран стреловой самоходный) и четырех или пяти цифр, соответствующих характерным особенностям данной машины. Первая цифра соответствует номеру размерной группы в классификации грузоподъемности подъемно-транспортных средств. Вторая обозначает тип ходового устройства.

Третья цифра характеризует исполнение подвески стрелового оборудования. Четвертая и пятая отражают порядковый номер модели, а следующая за ними (через черточку) — номер модификации. Чтобы лучше представить, как нужно «читать» индекс автокрана, приведу пример.

Маркировка КС-35714-2 содержит в себе следующие данные: КС — кран стреловой самоходный, 3 — третья размерная группа (грузоподъемность 15 тонн), 5 — ходовое устройство в виде шасси грузового автомобиля, 7 — жесткая подвеска стрелового оборудования, 14 — порядковый номер модели, 1 — первая, базовая модель, 2 — модификация.

Однако есть и исключения из правил. Так, для обозначения некоторых моделей автомобильных кранов иногда используется не общая, а отраслевая маркировка. В большинстве случаев она представляет собой сокращение первых букв отраслевой принадлежности крана и цифрового индекса, соответствующего максимальной грузоподъемности в тоннах.

Например, маркировка МКА-16 говорит о том, что это монтажный кран автомобильный грузоподъемностью 16 тонн. А обозначение СМК-10 подразумевает специальный монтажный кран грузоподъемностью 10 тонн.

География отрасли

Если взглянуть на структуру производства автомобильных кранов через призму статистики и географического положения заводов, то налицо будет явная диспропорция. Практически три четверти предприятий отрасли сосредоточено в Центральном Федеральном округе, около 10% — в Уральском.

Концентрация заводов-изготовителей по другим регионам России значительно слабее: примерно 7% в Поволжье, чуть более 5% на Северном Кавказе и около 1% в Волго-Вятском районе. Меньше всего производителей кранов на автомобильном шасси в Западной Сибири и на Дальнем Востоке — по 0,2%.

Любопытно, что при рассмотрении российского рынка автокранов через призму конкретных поставщиков складывается совсем другая мозаика. Безусловным лидером среди производителей таких машин является ивановское ОАО «Автокран» — почти каждый второй отечественный кран на автомобильном шасси выпускается здесь.

Практически каждый пятый сделан специалистами ОАО «Галичский автокрановый завод» в Костромской области. Это два кита отечественной промышленности. Объемы выпуска автомобильных кранов другими производителями выглядят скромнее.

На условном третьем месте по количеству собранных кранов (кранов-манипуляторов) — ОАО «БАКМ» из подмосковного города Балашиха: по состоянию на начало прошлого года ему принадлежало 12% рынка. Равные доли (примерно по 5%) имеют ОАО «Клинцовский автокрановый завод» из Брянской области и ОАО «Газпромкран» из города Камышин Волгоградской области.

Чуть меньше процент выпускаемой техники у ставропольского ОАО «КРАСТ» и ОАО «Угличмаш» из г. Углич Ярославской области. Однако структура производства не является застывшей и в рыночных условиях имеет тенденцию к изменениям.

Белорусские трудяги

Соседняя республика представлена на рынке СНГ исключительно продукцией могилевчан. На базе все того же МАЗ-5337 завод «Могилевтрансмаш» выпускает гидравлические краны КС-3579 под торговой маркой «Машэка».

Местные жители утверждают, что в далеком прошлом так звали лихого сорви-голову, эдакого Робин Гуда, которому удавались самые смелые начинания и которому по силам было, казалось бы, невыполнимое. При снаряженной массе 16 тонн грузоподъемность этих машин — 15 тонн. Иными словами, автокран способен поднимать груз практически равный собственной массе.

У трехосного КС-5479 со звучной приставкой «Беларусь» снаряженная масса (25,5 тонны) тоже практически один в один совпадает с максимальной грузоподъемностью (25 тонн). Однако базовым шасси служит не грузовик Минского автомобильного завода, а машина Минского завода колесных тягачей МЗКТ-8006 с колесной формулой 6х4. Кстати, в нынешнем году предприятие «Могилевтрансмаш» отмечает 20-летие своей деятельности в транспортном машиностроении.

Бесспорная гордость могилевчан — гидравлический автокран КС-5578А грузоподъемностью 25 тонн с четырехзвенной телескопической стрелой (у КС-3579 стрела трехзвенная). Шасси такое же — МЗКТ-8006, а возможности — шире. Гидравлика машины дает возможность управлять крановыми механизмами в большом диапазоне скоростей рабочих операций. И, вдобавок ко всему, позволяет совмещать различные операции.

Несомненный плюс — возможность производить телескопирование секций крановой стрелы с грузом на крюке. КС-5578А оснащен микропроцессорным ограничителем нагрузки ОНК-МП-120, который в автоматическом режиме контролирует работу крана, а также дает световой и звуковой сигналы на приборной панели, как только происходит приближение к предельно допустимым параметрам. Более того, в случае превышения критических значений по массе груза и заданных параметров координатной защиты, ограничитель отключает рабочие механизмы.

Силачи по-украински

Трудно представить, какую бы продукцию выпускали предприятия Украины, если бы не такое подспорье, как базовое шасси в виде грузовых автомобилей марки КрАЗ. На платформе кременчугских стальных богатырей устанавливают свое крановое оборудование практически все здешние производители.

Например, самое крупное и наиболее известное в Украине предприятие по выпуску автокранов — одесская холдинговая компания ОАО «Краян» — освоила серийное производство 30-тонника КС-557Кр на шасси КрАЗ-65101 с колесной формулой 6х4. Правда, то же самое крановое оборудование может монтироваться и на шасси МАЗ-63035 или МАЗ-63038.

Особенность этих машин — устанавливаемый под углом 15° к оси стрелы решетчатый гусек, состоящий из двух секций длиной 7 и 8 метров. А вот более мощные установки «Краян» можно встретить на шасси белорусских богатырей. Так, КС-6571 грузоподъемностью 40 тонн монтируется на платформе МАЗ-6571-100, а машины КС-6473 и КШТ-50.01 грузоподъемностью 50 тонн — на базе МЗКТ-6925 и 6923 соответственно.

Российская марка

Практически о каждом отечественном производителе кранов на автомобильном ходу можно было бы рассказывать очень долго. Каждое предприятие такого профиля имеет свою историю и богатый опыт создания техники. К сожалению, рамки одного обзора не позволяют подробно останавливаться на каждом заводе, и потому сегодня мы ограничимся лишь кратким знакомством с подъемно-транспортными механизмами отечественного производства на шасси отечественных же грузовиков.

Торговая марка «Ивановец» на протяжении целого ряда лет ассоциируется в странах Содружества с техникой ОАО «Автокран» из г. Иваново. Семейство этих машин охватывает десятки изделий, начиная с КС-35715 грузоподъемностью 16 тонн на шасси МАЗ-5337 (4х2) и заканчивая настоящими богатырями — КС-6973А грузоподъемностью 50 тонн на шасси «сороконожки» МЗКТ-6923 и КС-6973Б на шасси высокой проходимости БАЗ-69098 ОАО «Брянский завод колесных тягачей».

Все модели кранов «Ивановец» комплектуются решетчатым удлинителем (гуськом), который в транспортном положении устанавливается вдоль стрелы. Между кранами минимальной и максимальной грузоподъемности есть целый ряд машин, так называемой, промежуточной грузоподъемности (17, 25, и 32 тонны) на шасси отечественных автомобилей Урал и КамАЗ, а также на шасси белорусских МАЗов.

Неподалеку от крупнейшего производителя отечественных кранов на автомобильном шасси расположено еще одно профильное предприятие — ОАО «Ивэнергомаш». Оно выпускает специальные монтажные краны СМК-14 грузоподъемностью 14 тонн. Базовым шасси служит МАЗ-5337, а телескопическая стрела сделана двухсекционной. Одно из старейших предприятий на Урале — пермское ОАО «Мотовилихинские заводы» — подарило стране торговую марку «Мотовилиха».

А выпускает оно, знаменитые на тысячи верст в округе, автокраны дочерним предприятием — ЗАО «Урал-Кран». До печально известного 1993 года (того самого, когда российский Белый дом был обстрелян своими же танками) в России выпускали автокраны грузоподъемностью 16 тонн. «Мотовилиха» замахнулась на 25-тонный МКА-25 на шасси КамАЗ-53213. Спустя некоторое время тут выпускалось уже целое семейство 25-тонников.

Любопытно, что наряду с общими чертами для аналогичной техники других производителей автокраны «Мотовилиха» обладают рядом индивидуальных особенностей. Скажем, модели КС-5579-2 и КС-5579-3 могут создавать переменный опорный контур, что позволяет им работать даже на ограниченных площадках.

Это стало возможным благодаря тому, что опорные балки располагаются не параллельно друг другу, а крестообразно. К слову, балки опорного контура, равно как и секции стрел (а именно на них приходится основная нагрузка) изготовлены из высокопрочной стали.

Заводчане говорят, что из точно такой же, что использовалась для изготовления корпуса атомного подводного ракетного крейсера «Курск». А если вы помните, глубоководные водолазы долго не могли найти средств, способных справиться с этим сверхпрочным материалом…

В Уральском регионе расположено еще одно специализированное предприятие, выпускающее гидравлические краны на автомобильном шасси — ОАО «Челябинский механический завод». Оно было создано в 1942 году и, как нетрудно подсчитать, 2002 год является для него юбилейным. ЧМЗ производит технику под маркой «Челябинец». Наряду с гусеничными машинами завод известен своей продукцией на колесном ходу.

Это в полной мере относится к автокрану КС-45721 грузоподъемностью 25 тонн. При одинаковой маркировке он может быть установлен на КамАЗ-53228 или Урал-4320-1968-30 с колесной формулой 6х6. Мощный двигатель, наличие полного привода и блокировки межосевого дифференциала, а также система централизованной подкачки шин позволяют использовать кран в труднодоступной местности с плохими дорожными условиями. Для облегчения пуска в холодное время года машины оснащаются предпусковыми подогревателями. Кабина машиниста имеет дополнительную теплоизоляцию и автономный отопитель.

В Брянской области расположено не менее знаменитое предприятие — ОАО «Клинцовский автокрановый завод». Его продукция — обширная гамма спецтехники под маркой «Клинцы», включая гидравлические автокраны на шасси МАЗ. В их числе — наиболее востребованные на рынке КС-35719-5 и КС-35719-5-02 на шасси МАЗ-5337 грузоподъемностью 15 и 16 тонн соответственно. В этой же «весовой категории» находятся КС-35719-8-02 на базе КамАЗ-53215 (6х4), КС-35719-7-02 на базе КамАЗ-43118 (6х6) и КС-35719-3 на базе Урал-5557 (6х6).

Есть и совсем небольшой автокран — КС-2574 грузоподъемностью 9 тонн. Он монтируется на шасси ЗИЛ-4331 с колесной формулой 4х2.В прошлом году модельный ряд автокранов «Клинцы» расширился за счет шести новых моделей. Они получили третью секцию в телескопической стреле, что увеличило максимальную высоту подъема крюка до 18 метров и тем самым существенно расширило рабочую зону.

Всего к началу 2002 года производственная палитра предприятия насчитывала три модели грузоподъемностью 15 тонн и четыре — грузоподъемностью 16 тонн. Характерной особенностью этих изделий является высокая степень унификации их между собой, что позволяет эксплуатационникам без боязни обновлять парк машин и не переживать по поводу отсутствия тех или иных запчастей.

В одной обойме с продукцией клинцовского предприятия нередко рассматривается и техника торговой марки «Галичанин», выпускаемая ОАО «Галичский автокрановый завод» из Костромской области. О качестве его изделий говорит такой факт: гидравлический автокран КС-55713-5 грузоподъемностью 25 тонн на шасси КамАЗ-43118 недавно стал лауреатом конкурса «100 лучших товаров России».

Наряду с этой машиной на прошедшей выставке «Строительная техника и технологии-2002» на Ходынке демонстрировалась и другая новинка прошлого года — 36-тонный КС-55721 на шасси четырехосного КамАЗ-6540. В арсенале галичан есть и немало другой техники, возможности которой по грузоподъемности во многом пересекаются с достоинствами автокранов «Ивановец». В то же время, предприятие серийно «штампует» автокраны промежуточной грузоподъемности. А в качестве базового шасси использует ЗИЛ-133Г4, КамАЗ-53229, Урал-4320 и ряд других российских машин.

Отдельной строкой в списке отечественных производителей стоит АО «КРАСТ», больше известное как Ставропольский завод автомобильных кранов. Его конек — автокраны малой грузоподъемности. Если говорить предметно, то речь идет о КС-2571А грузоподъемностью 6,3 тонны на шасси ЗИЛ-431412 и КС-2571Б грузоподъемностью 7 тонн на шасси ЗИЛ-433362.

Эти трудяги, по сути, незаменимы при точечной установке грузов в труднодоступных местах — скажем, когда нужно быстро подавать стройматериалы, пронося их среди свежевыложенной кирпичной кладки или других смонтированных конструкций. По заказу тот же КС-2571А оборудуется гуськом длиной 2,5 метра. Технические данные изделия позволяют ему перемещаться по стройплощадке с грузом на крюке массой до 1,6 тонны. И еще одна отличительная черта крана — это способность поднимать груз при выдвинутой на 8,5 метра стреле без установки автомобиля на выносные опоры. Казалось бы — мелочь, но какая важная!

Для выполнения погрузочно-разгрузочных и строительно-монтажных работ на рассредоточенных объектах используется и техника, выпущенная объединением «Ульяновский механический завод №2». Прежде всего, это гидравлический 20-тонный автокран МКАТ-20-01. Машина с такой грузоподъемностью далеко не единственная, зато имеющая свои привлекательные плюсы и, в частности, неприхотливость в эксплуатации.

Вкупе с разумным соотношением цена/качество — это очень веский аргумент в борьбе за сердца и кошельки деловых покупателей. Подъемно-транспортную технику со вполне сопоставимыми характеристиками (и, в частности, грузоподъемностью 20 тонн) поставляет на внутренний рынок «Завидовский экспериментально-механический завод» из поселка Новозавидовский Тверской области. В данном случае подразумевается МТА-160К на «плечах» КамАЗ-53213.

По желанию заказчика вместо грузового шасси российского производства крановое оборудование может быть установлено на шасси зарубежных автомобилей «Volvo», «Magirus» и технику других марок.

Довольно популярна в России и странах Содружества техника другого небольшого предприятия — завода «Угличмаш». Его продукция, устанавливаемая на шасси МАЗ-5337, известна под маркировкой КС-3577-3 и КС-3577-4. Эта техника способна работать с грузами массой до 14 тонн.

Уместно вспомнить еще одного крупного производителя автокранов — ОАО «Газпром-Кран» из города Камышин, что на севере Волгоградской области. Это акционерное общество с уставным капиталом в 270 млн рублей было создано в 1999 году для налаживания производства гидравлических кранов грузоподъемностью до 160 тонн.

В отличие от большинства других отечественных машиностроительных предприятий оно выпускает большегрузные краны высокой проходимости. Если не брать в расчет гигантов, выпускаемая техника этого предприятия представлена моделями КС-55716 грузоподъемностью 25 тонн на шасси Урал-4320-1912-30 (6х6), КС-5476А грузоподъемностью 32 тонны на шасси МЗКТ-8006 (6х4), КС-6476 грузоподъемностью 50 тонн на шасси МЗКТ-6923 (8х4) и КС-7976 грузоподъемностью 70 тонн на шасси МЗКТ-79081 с колесной формулой 8х8.

Разумеется, этот обзор не охватывает всю крановую технику на автомобильном шасси, выпускаемую или выпускавшуюся на отечественном рынке. А это значит, что есть повод вернуться к поднятой теме как минимум еще раз.

Оцените статью
Добавить комментарий