Троллейбусы ЛиАЗ — Ликинский автобусный завод

Ликинский автобусный завод на протяжении уже многих десятилетий известен как один из крупнейших производителей пассажирского транспорта на территории бывшего СССР.

Основной его продукцией всегда были автобусы, однако с недавних пор завод начал выпуск и современного городского электротранспорта, надёжного, удобного и экологически чистого. Таким транспортом являются троллейбусы ЛиАЗ.

Модели тролейбусов

Троллейбусы ЛиАЗ отличает высокая опциональность. Базовые модели ЛиАЗ значительно отличаются друг от друга, позволяя покупателю подобрать именно то, что ему требуется:

  • обычный высокопольный транспорт или полунизкопольную модель,
  • различные варианты систем управления,
  • двигатели – постоянного тока и асинхронные,
  • разное оснащение рабочего места водителя и т.д.

Благодаря этому покупатель всегда имеет возможность оптимально выбрать для себя наилучшее сочетание цены и качества троллейбуса ЛиАЗ.

ЛиАЗ ТР5280

Начав в 2005 году работу по созданию троллейбуса, Ликинский автобусный завод в итоге создал новую модель городского транспорта ЛиАЗ ТР52803.

Высокая унификация с серийно выпускаемыми моделями автобусов ЛиАЗ позволяют снизить эксплуатационные затраты и использовать этот троллейбус везде, где есть необходимость в пассажирских перевозках.

Достаточно вместительный салон этого троллейбуса ЛиАЗ ТР52803 позволит обслуживать городские маршруты даже часы пик, а наличие гидроусилителя руля делает эту машину очень удобной в управлении.

Вместимость: 110 чел, 23 пос. мест
  • Длина: 11800 мм.
  • Ширина: 2500 мм.
  • Высота: 3470 мм.

ЛиАЗ ТР52803

Троллейбус ЛиАЗ ТР52803 относится к категории М1 первого класса и отвечает всем требованиям, предъявляемым к современному электротранспорту. За счёт уменьшения габаритных размеров, достигнутого без уменьшения пассажировместимости, троллейбус ЛиАЗ ТР52803 обладает отличной маневренностью.

Модель ЛиАЗ ТР52803 относится к полунизкопольному типу, и это делает её удобной для входящих и выходящих пассажиров. Троллейбус ЛиАЗ ТР52803 может выпускаться в модификациях с асинхронным тяговым двигателем, что позволяет повысить мощность и снизить расходы на обслуживание троллейбуса.

Вместимость: 110 чел, 23 пос. мест
  • Длина: 12400 мм.
  • Ширина: 2500 мм.
  • Высота: 3270 мм.

История выпуска тролейбусов ЛиАЗ

Идея выпускать троллейбусы на базе автобусов ЛиАЗ буквально носилась в воздухе. К сожалению, троллейбусный парк в большинстве российских городов крайне изношен либо укомплектован морально устаревшими машинами, а на ЛиАЗ уже имелся большой опыт производства качественных машин.

Требовались новые модели троллейбусов, и в 2005 году Ликинский автобусный завод совместно с Московским троллейбусоремонтным заводом (МРТЗ) уже начал производство первого ЛиАЗовского троллейбуса – МРТЗ-ЛиАЗ. Однако эта модель оказалась откровенно «сырой», и в настоящий момент полностью снята с маршрутов.

Дело в том, что ЛиАЗ производил тогда одни лишь машинокомплекты и оснащал их только временной электропроводкой для питания фар и габаритных огней, а весь комплект электрооборудования ставили уже на другом предприятии – сначала МРТЗ, затем – на Волгоградском заводе транспортного машиностроения (ВЗТМ).

Такое разделение резко снижало качество выпускаемого транспорта и повышало его себестоимость, и на ЛиАЗ было принято решение сосредоточить производство троллейбусов непосредственно в Ликино-Дулево. В декабре 2007 года была запущена линия по производству троллейбусов ЛиАЗ, способная производить до 500 машин в год, а в первой половине 2008 года первые машины выехали на улицы российских городов.

Преимущества

Сосредоточив производство у себя и завершив тем самым формирование полного модельного ряда продукции, Ликинский автобусный завод добился многого. Выпускаемые им троллейбусы ЛиАЗ не только не уступают аналогичным моделям других производителей, но по ряду показателей значительно их превосходят.

Так, например, одним из достоинств пассажирского транспорта ЛиАЗ всегда были качественно изготовленные кузова, и троллейбусы ЛиАЗ в полной мере обладают этим свойством.

Цельнометаллические панели, соединяемые с применением высокомеханизированного сварочного оборудования, отличаются высокой прочностью.

Противокоррозионная обработка, включающая полное погружение собираемого кузова в катафорезную ванну, и высококачественная окраска обеспечивают кузовам срок службы не менее 12 лет. Стоит обратить внимание, что методы полной антикоррозионной обработки кузовов, используемые на ЛиАЗ, не имеют аналогов в России.

Значение этого для городского пассажирского транспорта, подвергающегося постоянным нагрузкам и воздействию коррозии (особенно в зимнее время), трудно переоценить.

Безопасность

Впрочем, надёжность и безопасность характерна не только для кузовов. Все модели троллейбусов ЛиАЗ оснащаются задними мостами RABA, ресурс которых даже на российских дорогах составляет не менее 600 тыс. км, а для стояночной тормозной системы используются тормозные механизмы Knorr Bremze, уже доказавшие свою надёжность.

Реостатно-контакторная система управления (РКСУ) и новая электронная система управления на IGBT-транзисторах обеспечивают защиту от возгорания или поражения электрическим током.

Все поручни и ступеньки оборудованы изоляцией, защищающей пассажиров от электротравмы, а тяговый двигатель, карданный вал и ведущий мост надёжно изолированы друг от друга тектиловыми шайбами.

Говоря о надёжности, надо помнить, что значительная часть узлов и агрегатов троллейбусов ЛиАЗ уже использовалась ранее на серийно выпускаемых автобусах того же производителя. Все модели троллейбусов основаны на базе трех основных автобусных моделей предприятия — ЛиАЗ-5256 (выпущенного уже в количестве более 20 тысяч экземпляров), ЛиАЗ-52922 и ЛиАЗ-5293, которые длительно и интенсивно эксплуатируются.

За это время многие ранее имевшиеся недостатки были устранены, а использованные технологические и конструктивные решения в полной мере использованы при производстве новых моделей троллейбусов.

Однако не следует думать, что троллейбус ЛиАЗ – это всего лишь автобус, у которого заменили «начинку», поставив в моторный отсек электродвигатель вместо дизеля. Значительным изменениям, к примеру, подверглась крыша кузова, усиленная дополнительными стальными полосами и трубчатыми рёбрами и без проблем выдерживающая вес 400-киллограмовой электроаппаратуры.

Изменена внутренняя электропроводка с традиционной для автотранспорта однопроводной схемы (когда вторым проводом по сути становится сам корпус машины) на двухпроводную (поскольку корпус троллейбуса должен быть надёжно изолирован). Аналогичные меры приняты и в других узлах, благодаря чему новая продукция ЛиАЗ является уже не «гибридным» транспортом, как раньше, в полуэкспериментальных моделях, а полноценными троллейбусами.

Производственные мощности Ликинского автобусного завода позволяют осуществлять конвейерную сборку машин, в том числе и троллейбусов ЛиАЗ.

По сравнению со стапельной сборкой, применяемой на многих других предприятиях, занимающихся изготовлением троллейбусов и переделкой серийно выпускаемых автобусов под электрооборудование, этот вариант производства обеспечивает высокий темп выпуска, качественное изготовление, а также снижает себестоимость продукции завода.

Экономичность

Троллейбусы ЛиАЗ – это современный экономичный городской транспорт. Благодаря новому электрооборудованию усовершенствованные модификации этих машин используют на 30% меньше электрической энергии, чем их аналоги.

По сравнению с базовой автобусной моделью, у троллейбусов ЛиАЗ всего примерно 150 оригинальных деталей – это очень высокая унификация агрегатной базы, которая позволяет использовать одни и те же запасные части и комплектующие как на автобусах, так и на троллейбусах.

Тем самым значительно снижаются затраты на обслуживание машин, особенно при их использовании в смешанных троллейбусно-автобусных муниципальных парках. По желанию заказчика некоторые из моделей троллейбуса ЛиАЗ могут быть укомплектованы асинхронными электродвигателями, которые не имеют быстро изнашиваемых щёток.

Обширный и вместительный салон увеличивает число перевозимых пассажиров и позволяет на маршрутах с интенсивным движением быстро окупать приобретенные троллейбусы ЛиАЗ.

Защита от вандалов

Одним из главных качеств транспорта, предназначенного для перевозки людей, является его удобство для пассажиров. Этим свойством троллейбусы ЛиАЗ обладают в полной мере.

Пассажиры наверняка оценят качество сидений и поручней: сиденья остаются удобными даже после долгой эксплуатации, а продуманное размещение поручней позволяет без труда держаться за них множеству людей.

А вот вандалов наверняка ждёт разочарование – элементы интерьера в салоне троллейбуса ЛиАЗ выполнены очень качественно, и повредить их можно только с большим трудом. Некоторые модели троллейбусов ЛиАЗ выполнены в полунизкопольном варианте, облегчающем доступ в салон для людей с ограниченной подвижностью – пожилых, больных, инвалидов.

Манёвреность

Кроме удобства, другим немаловажным качеством для пассажирского транспорта является его манёвренность. Действительно, что толку в самом удобном троллейбусе, если он не способен нормально двигаться по улицам и постоянно создаёт пробки?

К счастью, это абсолютно не касается троллейбусов ЛиАЗ: несмотря на то, что любой троллейбус вынужден следовать только вдоль контактной электросети, машины производства Ликинского автобусного завода, оснащённые современным рулевым управлением с гидроусилителем, движутся в потоке транспорта очень уверенно.

Электродвигатель троллейбуса ЛиАЗ позволяет ему трогаться с места и набирать ход без переключения передач, а двухконтурная пневматическая тормозная система позволяет быстро и надёжно снизить скорость машины вплоть до полной остановки.

Кроме основной тормозной системы троллейбусы ЛиАЗ оборудованы стояночными тормозами, которые в случае экстренной необходимости могут использоваться и для остановки движущегося транспорта.

Модификации

Также не следует забывать о том, что спектр дополнительного оборудования и улучшений, которыми по заказу могут комплектоваться троллейбусы, очень широк. В частности, в него входят:

  • дополнительный обогреватель салона;
  • электронные маршрут указатели;
  • тонировка стёкол;
  • люминесцентные лампы;
  • шины «Matador»
  • водительское кресло производства «Pilot» или «Grammer»;
  • дополнительное оборудование для посадки в салон инвалидов.

Где используются тролейбусы

Новые троллейбусы уже эксплуатируются не только в России (например, в Омске, Челябинске, Архангельске и Петрозаводске), но и за рубежом (в частности, в Ереване). Несомненно, это связано с тем, что троллейбус – это самый экологически чистый вид транспорта.

Он не только не загрязняет атмосферу, как это делают автомобили с двигателями внутреннего сгорания, но не производит даже излишнего шума, этого звукового загрязнения, которым отличаются старые добрые трамваи.

Не случайно, что даже в тех городах, где постепенно отказываются от использования трамвайных линий, троллейбусы чаще всего сохраняют, а при необходимости – закупают новые. Среди закупаемых моделей достойное место занимают троллейбусы ЛиАЗ.

Ликинский автобусный завод не собирается останавливаться на достигнутом. Троллейбусы ЛиАЗ не только будут в дальнейшем подвергаться модернизации, чтобы обеспечить их соответствие самым современным требованиям, предъявляемым к городскому транспорту – разрабатываются и новые модели троллейбусов.

Так, например, в ближайшие годы ожидается начало производства сочленённого 18-метрового троллейбуса для использования на маршрутах с крайне интенсивным пассажирским потоком, разрабатывается новая трёхосная модель. Это всё, конечно, дело будущего, но даже сейчас очевидно, что российское производство троллейбусов, почти прекратившееся в 1990-е годы, уверенно возрождается.

Новые модели и уже выпускаемые серийно троллейбусы ЛиАЗ способны удовлетворить все требования заказчика. Приобретя их, вы получите надёжный и качественный пассажирский транспорт, способный долго и уверенно выполнять свою работу на улицах городов.

Оцените статью