Автобусы ЗИЛ
В далеком 1926 году был создан первый автобус ЗИЛ, который был способен вмещать 14 пассажиров и был смонтирован на шасси 1,5-тонного грузовика АМО-Ф-15.
Это был пассажирский транспорт с четырёхцилиндровым карбюраторным двигателем мощностью всего лишь — 35 лошадиных сил и с максимальной скоростью 50 км/ч. Каркас из гнутых деревянных профилей, обшитых металлом, крыша обтянутая искусственной кожей — таким был когда-то кузов. Перед задней колёсной аркой располагалась единственная пассажирская дверь.
Первый автoбус ЗИЛ, который имел две двери, был предназначен для почтовых перевозок и выпускался с 1927 года. На Заводе имени Лихачева в 1933 году появился АМО-4 с такой, как и у предшественника, конструкцией кузова. АМО-4 был способен вмещать 22 пассажира и разгонялся до 55 км/ч.
Автoбус произведенный на Заводе имени Лихачева общей вместимостью до 60 пассажиров, имеющий 34 посадочных места, появился в послевоенные годы. Это была модель городского автoбуса 9,5 метров в длину.
Выпускался он в 1946–1950 годах. Автобус имел просто уникальную для того времени конструкцию: заднее расположение двигателя, цельнометаллический несущий кузов вагонного типа и пассажирская дверь в переднем свесе.
Автобус ЗИЛ имел пневмоприводную систему дверей, был оснащен дизельным двигателем, электротрансмиссией с электрогенератором и электромотором. Форсированный дизельный двигатель ЯАЗ-204Д обладал мощностью 112 лошадиных сил, которая позволяла ему, имея полную массу 12,34 т, разгоняться до 65 км/ч.
На смену ему пришел более простой в плане производства автобус. В конструкции новой модели использовались агрегаты и элементы кузова грузовика ЗИС-150. Впервые в отечественной автoбусной промышленности на данную модель был установлен генератор переменного тока.
Этот автобус вмещал в себя 50 пассажиров, 28 из которых располагались на сиденьях, имел двигатель мощностью 90 лошадиных сил и разгонялся до 70 километров в час. Всего их было произведено 21 741 единиц. Эти марки автобусов с середины 50-х до середины 60-х годов являлись основной моделью автoбусных парков крупных городов СССР.
В 1957 году на серийное производство был поставлен автобус ЗИЛ-158 длиной 9,03 м, он имел возможность вмещать до 60 пассажиров. Двигатель автобуса ЗиЛ обладал мощностью 109 лошадиных сил и мог разгоняться до 65 км/ч, не смотря на то, что имел полную массу 10,84 тонн.
Всего было выпущено 9515 автобусов ЗИЛ-158 до того момента, когда Завод имени Лихачева стал остро нуждаться в реконструкции и производство автобусов было отправлено на Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ).
На базе малотоннажных грузовиков ЗИЛ-5301 в 1997 году было выпущено новое семейство автoбусов ЗИЛ малого класса. В семейство ЗиЛ входят две унифицированные автобусные модели: ЗИЛ-3250 АО и ЗИЛ-3250 ВО. ЗИЛ-3250 ВО (который до 2005 года был 325010) имеет стандартную колесную базу 3650 мм, а ЗИЛ-3250 АО (325000) с удлиненной колесной базой до 4505 мм.
Автобусы нового поколения рассчитаны на перевозку до 22 пассажиров. Обе модели базируются на шасси ЗИЛ-5301 с 4-цилиндровым дизельным двигателем ММЗ Д-245.9, рабочим объемом 4,75 литров с турбонаддувом, который имеет мощность 130,2 лошадиных сил и соответствуют норме Евро-3.
С 2008 года автобусы ЗиЛ производства Завода имени Лихачева оснащаются дизельным двигателем ММЗ Д-245.9Е3, который соответствует Евро-3.
Продажа автoбусов ЗИЛ осуществляется в базовой комплектации: боковой поворотной или автоматической дверью, перегородкой между кабиной водителя и салоном (с окном и переговорным устройством), тонированными боковыми стеклами и верхними багажными полками. Пассажирские сиденья в автобусах ЗиЛ могут быть сдвоенными или индивидуальными с высокими спинками и подлокотниками и улучшенной обивкой.