Среднетоннажные грузовики — действительно настоящая золотая середина для потребителя

Среднетоннажные грузовики — действительно настоящая золотая середина для потребителя. Они перевезут все, что не влезет в стандартную «Газель», но для чего будет явно излишним тягач типа МАЗ. Но, несмотря на, казалось бы, четко обозначенную нишу в определении, что среднетоннажником является, а что — нет, есть существенные расхождения.

Для нынешнего обзора мы самостоятельно установили рамки. Среднетоннажный грузовик по версии «Колесной формулы» должен быть грузоподъемностью от 1,5 до 5 т, а своей полной массой не превышать 10 т.

Да и маркетологи убеждают нас, что в ближайшем будущем на лидирующие роли как раз выйдут грузовики грузоподъемностью 4,5 — 5 т. В нынешнем обзоре ставка сделана на российского производителя, а также на компании, выпускающие в том или ином виде «наши марки».

«ГАЗ»

2006 и 2007 годы стали годами активного продвижения на внутренний рынок автомобиля ГАЗ-3310, за которым закрепилось имя «Валдай». Он представляет собой нечто среднеарифметическое между «Газелью» и хорошо известным ГАЗ-3307. Результат не заставил себя ждать: так, журнал «Комтранс» признал «Валдай» лучшим отечественным грузовиком 2006 года, а рост объема продаж этой модели в России приблизился к отметке 300%.

Секреты успеха достаточно просты. Во многом он определен развитой сервисной сетью, глубокой модернизацией и применением новых для российского автопрома технических и конструкционных решений в разумном сочетании с рядом импортных узлов и агрегатов. Кроме того, достаточно активно на рынке начали появляться образцы различной спецтехники, реализованной на базе нижегородской новинки.

Поэтому сделать, допустим, «Валдай» с двухрядной кабиной под конкретный заказ или автобус на его базе не составит труда. Грузоподъемность «Валдая» — от 3,5 до 5 т. Более старые модификации, ГАЗ-3307 и ГАЗ-3309 грузоподъемностью до 4,5 т, также сохраняются на рынке, хоть приоритет в продвижении, сделанный на «Валдай», очевиден.

В среднетоннажном сегменте ГАЗ представлен также полноприводным «Садко» — автомобилем ГАЗ-3308 (колесная формула 4х4, грузоподъемность 2 т). Автомобиль выпускается с двумя вариантами двигателей: бензиновым и дизельным. На его базе, кстати, выполняется по заказу МЧС России автомобиль «Егерь-2» с двухрядной кабиной. Правда, грузоподъемность у такого варианта исполнения падает до 1,5 т.

«ЗИЛ»

Легендарный завод по-прежнему переживает непростые времена, и рыночные показатели, свидетельствующие о падении спроса на ЗиЛы — дополнительные тому показатели. Тем не менее семейство «433360» является своеобразной палочкой-выручалочкой для автозавода. В свое время удалось наладить его выпуск в различных вариантах исполнения с широким набором специальной техники. Т

ем более что в последнее время все чаще и чаще в конструкцию этих автомобилей стали «вживляться» инородные «элементы» от лучших иностранных производителей: ZF, Cummins или RBL.Определенный всплеск в конструкторских разработках связывается с появлением представленных на прошедшем московском автосалоне семейств «Кентавр» и «Тапир».

Специалисты, правда, узнав о сроках постановки моделей на конвейер, усомнились в положительных результатах этой работы. Тем не менее на данных грузовиках мы все-таки остановимся, чтобы более четко представлять вектор развития знаменитого автозавода. В агрегатном составе «Кентавра» присутствует большое количество иностранных комплектующих.

Самым неожиданным, пожалуй, является появление на ЗиЛе кабины от MAN, пусть и снятой с производства у немецкого производителя. Остальное — уже буднично для российского автопрома: двигатель Cummins, коробка передач ZF, сцепление Sachs, рулевой механизм RBL. У «Тапира» же, напротив, импортное засилие стараются свести к минимуму. Коробка передач разработана на Смоленском автоагрегатном заводе, облицовка капотной кабины модернизирована за счет отечественного стеклопластика.

«КАМАЗ»

В среднетоннажной нише Камские автомобилестроители не могут похвастаться лидерством, однако последовательная реализация таких проектов, как КАМАЗ-4308, говорит о серьезности намерений закрепиться в этой нише.

Тем более что недавно организованное СП с Cummins как раз сформировано под нужды этой модификации, грузоподъемность которой достигает 5,5 т. Тормозная система — пневматическая, в подвеске используются мало листовые рессоры.

На базе автомобиля формируется серьезный ряд специальной техники, в том числе и дефицитные в России автовозы. Сегодня автозаводом ведутся активные работы по переводу модификации на стандарт Euro-3. В 2006 году разработан был экспортный вариант автомобиля, получивший обозначение как КАМАЗ-5308, который уже соответствует Euro-4. Правда, он «выезжает» уже за рамки нашего обзора. 7,5 т грузоподъемности.

«Амур»

«Автомобили и моторы Урала», которые по-прежнему выпускают и умудряются реализовывать немаленькое количество автомобилей, более привычных слуху потребителя как ЗиЛ-130 и ЗиЛ-131, в последнее время явно увлеклись различными совместными проектами с азиатскими производителями.

В частности, еще в 2004 году «АМУР» заключил соглашение с индийской компанией Tata на выпуск среднетоннажной модели LPT-613 (в российском обозначении «АМУР-4346», грузоподъемность 3,5 — 3,8 т в зависимости от исполнения).

Несмотря на то что в агрегатном составе грузовика доминируют импортные агрегаты (как индийские, так и западноевропейские, например, коробка передач ZF), в настоящий момент более 10% комплектующих производится «АМУРом». Согласно лицензионному соглашению, в 2007 году в Новоуральске начнется сборка еще одной модели с индийскими корнями.

Что касается уже упомянутых ЗиЛ-130 и ЗиЛ-131, то они сегодня выпускаются в различных вариантах исполнения. Перечислять все модификации, незначительно отличающиеся между собой, пожалуй, не будем. Отметим только, что ветеранский ЗиЛ можно теперь приобрести с различными двигателями (бензиновый — зиловский, дизельный — минский, а был и вариант с силовым агрегатом от Volvo. Правда, такое исполнение выводит его за рамки нашего обзора) и кабинами (камазовской, мазовской и даже китайской FAW со спальным местом).

«МАЗ»

Минский автозавод с семейством «Зубренок» попадают в сомнительную категорию «наших — не наших» благодаря своей белорусской прописке. МАЗ-4370 и 4371 обладает грузоподъемностью 4,5 — 6 т. В конструкции автомобиля, как у камских конкурентов, — мало листовые рессоры в подвесках и применение гипоидных мостов.

В штатной комплектации — гидроусилитель руля и независимый отопитель. «Зубренки» комплектуются минскими дизельными двигателями мощностью 155 л.с., коробки передач — из «вотчины» ЗиЛа — Смоленского автоагрегатного завода. Хотя существуют и образцы минских среднетоннажного с двигателем Deutz и коробкой передач ZF — с прицелом на автопоезд.

Осенью 2006 года в Москве минчане вновь продемонстрировали, что в плане введения евростандартов они — впереди всех на территории СНГ. На автосалоне было представлено сразу два автопоезда, отвечающих требованиям Euro-4 (напомним, что первый публично продемонстрированный образец с двигателем Euro-3 также принадлежал минчанам).

Двигатели — импортного производства: Deutz и DaimlerChrysler.Кроме того, минчане выпускают небольшой самосвальщик грузоподъемностью 4,5 — 5 т — МАЗ-457041, который недавно стал комплектоваться увеличенным кузовом.

Оцените статью
Добавить комментарий