Ликинский автомобильный завод давно известен в России тем, что выпускает широкий спектр пассажирского транспорта.
Чаще всего жители городов сталкиваются с автобусами ЛиАЗ, однако это не означает, что завод ограничивается только их производством. С 2005 года завод начал выпускать и троллейбусы, одним из которых является ЛиАЗ ТР52803.
Технические характеристики ЛиАЗ ТР52803
Базовые характеристики | Система управления РКСУ | Система управления ТСУ с асинхронным приводом |
Категория транспортного средства | М3, троллейбус класса 1 | М3, троллейбус класса 1 |
Колесная формула | 4х2 / задние | 4х2 / задние |
Тип кузова | несущий, вагонной компоновки, цельнометаллический, сварной | несущий, вагонной компоновки, цельнометаллический , сварной |
Ресурс кузова, лет | 12 | 12 |
Длина / ширина / высота, мм | 12400 / 2500 / 3270 | 12400 / 2500 / 3270 |
База, мм | 5900 | 5900 |
Количество / ширина дверей, мм | 3 / 1282 | 3 / 1282 |
Общее число мест/в т.ч. посадочных | 100 / 25+1 | 110 / 23+1 |
Колея передних/задних колес, мм | 2101 / 1826 | 2101 / 1826 |
Масса снаряженная, полная , кг | 10440 / 18000 | 10440 / 18000 |
Ведущий мост | Raba А-TPR19-97-VT | Raba А-TPR19-97-VT |
Нагрузка на переднюю/заднюю ось, кг | 6500 / 11500 | 6500 / 11500 |
Рулевой механизм | Csepel А-500.73-3520-00 с гидроусилителем руля | Csepel А-500.73-3520-00 с гидроусилителем руля |
Тормозная система | Основной тормоз: двухконтурный, пневматический Запасной тормоз: стояночная тормозная система Стояночный тормоз: тормозные механизмы задних колес с приводом от тормозных камер с энергоаккумуляторами (Knorr Bremze) | |
Силовой агрегат | ||
Модель двигателя | ДК-213 ( ЭК-213, ЭДК-123) | ДК-213 |
Мощность двигателя номинальная, кВт | 115 | 180 |
Напряжение номинальное, В | 600 | 600 |
Максимальная частота вращения двигателя, об/мин | 3900 | 3900 |
система управления | реостатно-контакторная | электронная |
Салон
За годы производства автобусов завод накопил большой опыт разработки машин, и этот опыт не пропал даром. Троллейбус ЛиАЗ ТР52803 в своей основе базируется на узлах, уже отработанных на базе автобуса ЛиАЗ-5293.
Отдельного внимания заслуживает салон ЛиАЗ ТР52803. Выполненный по вагонной компоновке, он позволяет перевозить одновременно до 110 пассажиров, из них 23 (в некоторых вариантах исполнения – до 25) на удобных посадочных местах.
Высококачественные сиденья в ЛиАЗ ТР52803 со съемными подушками и полутвёрдыми спинками, обтянутыми искусственной кожей, в сочетании с эргономичным размещением поручней делают ЛиАЗ ТР52803 одинаково удобным как для тех, кто сидит, так и для тех, кто едет стоя.
По заказу троллейбус ЛиАЗ ТР52803 может комплектоваться специально оборудованной аппарелью и местами для пассажиров в инвалидных колясках.
Техническая часть
Трудно не оценить выгодность такого решения: при использовании ЛиАЗ ТР52803 в составе смешанных троллейбусно-автобусных парков можно использовать для ремонта взаимозаменяемые узлы, сокращая тем самым номенклатуру деталей и уменьшая эксплуатационные затраты. Кроме того, удобный салон ЛиАЗ ТР52803 для пассажира практически не отличается от автобусного.
Однако не следует считать ЛиАЗ ТР52803 всего лишь автобусом, на который установили электродвигатель: ЛиАЗ ТР52803 – это полноценный троллейбус, специально разработанный для использования на улицах больших и малых городов.
Двухосное исполнение и высокие динамические характеристики обеспечивают ЛиАЗ ТР52803 уверенное движение в транспортном потоке. ЛиАЗ ТР52803 способен трогаться с места и быстро ускоряться без переключения передач, а рулевой механизм с гидроусилителем руля в ЛиАЗ ТР52803 позволяют легко маневрировать на городских улицах.
Применение электронной системы управления на IGBT-транзисторах позволяет снижает расход электрической энергии на 30% и обеспечивает бесшумность переключения и плавный ход.
Кузов
При разработке троллейбуса ЛиАЗ ТР52803 большое внимание уделялось тому, чтобы эксплуатация его была долгой и уверенной. Высокая механизация сварки кузовов обеспечивает их прочность, а антикоррозионная обработка, включающая в себя полное погружение в специальную катафорезную ванну, позволяет кузовам троллейбусов служить не менее 12 лет.
Благодаря тому, что троллейбус оснащён современным асинхронным двигателем постоянного тока, нет необходимости использовать щётки – одну из самых изнашиваемых деталей в конструкции электродвигателя.
К пассажирскому транспорту, предназначенному для постоянной перевозки большого количества людей, предъявляются высокие требования по безопасности для пассажиров.
Несущий кузов модели ТР52803 выполнен из цельнометаллических сварных деталей высокой прочности, а тяговый электродвигатель перемещён в заднюю часть троллейбуса. Оба этих конструктивно-технологических решения в ЛиАЗ ТР52803 позволили значительно повысить безопасность троллейбуса.
Кроме того, модель ТР52803 оснащается двухконтурной тормозной системой в сочетании с надёжным стояночным тормозом, что позволяет использовать ЛиАЗ ТР52803 даже на маршрутах, где встречаются ярко выраженные спуски или подъёмы.
Наконец, вынесение высоковольтной аппаратуры за пределы пассажирского салона и независимость коммутационной последовательности от действий оператора защищают ЛиАЗ ТР52803 от возгорания или электрических разрядов.
Конструкция
Разрабатывая новые модели пассажирского транспорта конструкторам приходится постоянно решать две взаимоисключающие задачи.
С одной стороны, для размещения агрегатов требуется место, и поэтому пространство под полом салона должно быть достаточно вместительным, с другой – подъём в салон должен быть удобным для пассажиров.
При разработке ЛиАЗ ТР52803 был найден удачный компромисс между двумя этими требованиями: полунизкопольная конструкция с накопительной площадкой обеспечивает лёгкий доступ внутрь салона ЛиАЗ ТР52803, но при этом сохраняется традиционное размещение узлов без дополнительного удорожания конструкции.
Троллейбус ЛиАЗ ТР52803 удобен не только для пассажиров, но и для водителя. Регулируемое сиденье ЛиАЗ ТР52803 и удобно расположенная приборная панель облегчают его труд и снижают утомляемость, а панорамное лобовое стекло обеспечивает удобный обзор и уверенное управление троллейбусом.